Властелин колец
Изображение Стерлинга Ульриха
Быстрые ссылки
- Толкин дал имена гномам персонажам, не являющимся гномами
- Гномы в скандинавской мифологии были родственниками темных эльфов
- Толкин создал новую мифологию для эльфов и гномов
В Властелине колеци большинство других фэнтезийных историй, которые следовали за эльфами и гномами, изображаются как противоположности. С точки зрения внешности эльфы обычно высокие, худые и чисто выбритые, в то время как гномы низкие, коренастые и бородатые. В то время как эльфы изящны и по своей природе магичны, гномы крепки и склонны к механике. Эльфы обычно предпочитают жить в лесах и других природных средах, но гномы вместо этого строят сложные жилища глубоко под землей и в горах. Даже их любимое оружие контрастирует; эльфы ассоциируются с дальнобойным оружием, таким как луки, но стереотипные гномы владеют огромными топорами и молотами. Ни одна из этих черт не является универсальной, но они довольно постоянны, особенно в историях, которые в значительной степени вдохновлены легендариумом Дж. Р. Р. Толкина. Во многих сеттингах существует соперничество между эльфами и гномами, еще один троп, который нашел свое начало в Хоббитеи Властелин колец. Сдержанная дружба Леголаса и Гимли была такой милой отчасти потому, что они преодолели историческую неприязнь между своими народами.
Однако эльфы и гномы не всегда были такими диаметрально противоположными. Хотя Толкин популяризировал большинство современных идей, окружающих эльфов и гномов в поп-культуре, ни одна из рас не была оригинальным созданием. Эльфы и гномы имели долгую историю в европейском фольклоре до Толкина, восходящую к древней скандинавской мифологии. Скандинавская культура была одной из областей знаний Толкина, и он часто черпал из нее вдохновение для Властелина колец и остальных своих историй о Средиземье; даже название Средиземье произошло от древнескандинавского Мидгард, термина для обозначения мира людей. По сравнению с теми, кто появлялся в легендариуме Толкина, эльфы и гномы в скандинавской мифологии не были столь четко определены. Основываясь на исторических текстах, некоторые эксперты полагают, что Первоначально предполагалось, что эти два магических существа будут одним и тем же существом.
Толкин дал гномам' Имена для не-гномьих персонажей
Изображение через New Line Cinema
В древнескандинавском языке гномы были известны как Dvergr, и они имели некоторые очевидные сходства с гномами Толкиена. Они были невысокими, жили под землей, и даже среди богов они были известны своими несравненными навыками ремесла. Гномы создали некоторые из самых известных предметов в скандинавской мифологии, такие как молот Тора, золотые волосы Сиф и даже некоторые магические кольца, которые, вероятно, вдохновили на создание Кольца Власти из легендариума Толкиена. Хотя эти мифологические гномы, безусловно, могли иметь бороды, волосы на лице еще не были определяющей чертой расы гномов; это в основном произошло из-за произведений искусства более поздних периодов. Эльфы, или Альфар на древнескандинавском, были определены гораздо более расплывчато. Помимо того, что они были магическими, они обладали немногими осязаемыми чертами. Álfar мог быть даже общим термином, описывающим ряд меньших мифических существ, поэтому граница между эльфами и гномами была несколько размыта. В некоторых скандинавских мифах термины для эльфов и гномов использовались взаимозаменяемо, но в других они рассматривались как отдельные.
Эта путаница повлияла на произведения Толкина, в частности на имена его персонажей. Древнескандинавская поэма «Прорицание вёльвы» включала длинный список гномов, и многие из них послужили вдохновением для выдающихся персонажей-гномов из «Хоббита» и «Властелина колец». Среди имен, упомянутых в «Прорицании вёльвы», были Дурин, Двалин, Даин, Бифур, Бофур, Бомбур, Нори, Ойн, Торин, Трор, Траин, Фили, Кили, Глоин, Дори и Ори, хотя и с небольшими различиями в написании по сравнению с их аналогами из Средиземья. Как ни странно, список гномов также включал некоторые имена, которые были этимологически связаны с эльфами. Самым заметным из этих имен был Гэндальф, что означает «Эльф с палочкой». Первоначально Толкин планировал использовать Гэндальф в качестве имени предводителя гномов в Хоббите, но поскольку эльфы и гномы в его мире были гораздо более различимы, чем в скандинавской мифологии, он решил, что не имеет смысла, чтобы у одного из гномов Средиземья было имя, связанное с эльфами. Поэтому он переименовал предводителя гномов в Торина, но поскольку ему нравилось имя Гэндальф, он вместо этого использовал его для культового волшебника, которого он ранее называл Бладортином.
Гномы в скандинавской мифологии были связаны с темными эльфами
Изображение предоставлено Wizards of the Coast
- «Прорицание вёльвы» также включало имя Эйкинскьялди, которое в переводе с древнескандинавского означает «Дубощит», эпитет Торина II из «Хоббита».
Существование тёмных эльфов, известных на древнескандинавском как «Svartálfar» или «Dökkálfar», еще больше усложнило ситуацию. Согласно Младшей Эдде, наиболее существенный источник информации о скандинавской мифологии, эльфов можно разделить на две группы: светлые эльфы и темные эльфы. Говорят, что последние не обладают красотой первых, и, как и гномы, живут под землей. Конкретная история из Младшей Эдды указывает на то, что гномы были такими же, как темные эльфы. После того, как Локи разозлил Тора, отрезав знаменитые прекрасные волосы Сиф, он отправился к группе магических мастеров, чтобы те помогли создать для нее золотой парик, и эти мастера назывались и гномами, и темными эльфами. Это объясняет, почему слова «эльф» и «гном» иногда, но не всегда, были взаимозаменяемыми в скандинавских преданиях; гномы были подвидом эльфов. Светлых эльфов на древнескандинавском языке называли Ljósálfar, но этот термин был несколько излишним, поскольку слово Álfar произошло от протоиндоевропейского слова, обозначавшего белый цвет.
Темные эльфы существовали в преданиях Властелин колец, но они, конечно, не были тем же самым, что и гномы. Они даже не были отдельной расой. В легендариуме Толкиена, Мориквенди — что означает «Темные эльфы» на вымышленном языке Квенья — были просто эльфами, которые не видели священного света Двух Древ Валинора. Подавляющее большинство эльфов, которые появлялись в Хоббите и Властелине колецбыли Мориквенди, поскольку они либо жили в Средиземье всю свою жизнь, либо родились после уничтожения Двух Древ. Те, кто видел Два Древа, как Галадриэль, были известны как Калаквенди, или Светлые Эльфы. Калаквенди, как правило, были более могущественны, чем их собратья Мориквенди, но между ними не было никаких принципиальных различий. Толкин также использовал термин Темный Эльф для обозначения определенного персонажа из Сильмариллиона: Эола, злого эльфа, который не любил солнечный свет и предпочитал жить в тенистых лесах.
Толкин создал новую мифологию для эльфов и гномов
Закрыть
Толкин любил скандинавскую мифологию, поэтому он наверняка знал о неоднозначности, окружающей эльфов и гномов. Это, должно быть, расстраивало его, поскольку он любил четкое разграничение и категоризацию. И эльфы, и гномы «Властелина колец»были разделены на различные кланы и культуры, каждая со своим именем и историей. В Средиземье нельзя было спутать эльфа с гномом и наоборот. Согласно преданию, эти две расы даже космологически различались. Эльфы, как и люди, были созданы Эру Илуватаром, всемогущим богом легендариума Толкина. Гномы же были творениями Ауле, одного из божественных духов, известных как Валар. Ауле не терпелось передать свои знания о ремесле и ковке, поэтому перед пробуждением эльфов или людей он создал гномов. Сделав это, он пошел против воли Илуватара, но Илуватар разрешил гномам продолжать жить в Средиземье при условии, что они будут спать под горами, пока не проснутся эльфы и люди.
После колоссального успеха Хоббита и Властелина колец, версии Толкиена об эльфах и гномах вытеснили большинство старых концепций в поп-культуре. Их было легче понять, чем их смутные скандинавские вдохновения, что помогло им обрести популярность. Большинство фэнтезийных сеттингов, таких как те, что встречаются в Dungeons and Dragons или World of Warcraft, тесно смоделировали своих эльфов и гномов по образцу Толкиена. Со временем несколько писателей-фэнтези попытались отделить свои фэнтезийные расы от Властелина колец, но они почти всегда используют в качестве отправной точки предания Толкина. Некоторые пытались заново включить аспекты скандинавских аналогов эльфов и гномов, которые Толкин не сделал. Например, в дополнение к обычным эльфам и гномам, в Dungeons and Dragons есть вид темных эльфов, известных как дроу, и вид темных гномов, известных как дуэргары. Тем не менее, каждая популярная фэнтезийная история, в которой есть эльфы и гномы, проводит между ними четкую границу. Даже если они не враги, как во Властелине колец, у них есть отличительные черты, которые отличают их друг от друга. Из многих способов, которыми Толкин произвел революцию в жанре фэнтези, одним из самых значительных был его выбор объединить две туманные группы существ из скандинавской мифологии.
Ваши изменения сохранены
Письмо отправлено
Письмо уже отправлено
Властелин колец
Властелин колец — серия эпических фэнтезийных приключенческих фильмов и телесериалов, основанных на романах Дж. Р. Р. Толкина. Фильмы повествуют о приключениях людей, эльфов, гномов, хоббитов и других существ в Средиземье.
Создано Дж. Р. Р. Толкин Первый фильм Властелин колец: Братство кольца Первое телешоу Властелин колец: Кольца власти Жанр Фэнтези , Приключенческий боевик Где смотреть M , Prime Video , Hulu