Игровые консоли уходят в прошлое?

Видеоигры

Игровые консоли уходят в прошлое?

Игровые консоли когда-то были доминирующим способом играть в видеоигры. Будь то Nintendo, Sega или другой бренд, консоли были выходом. Помогло то, что многие игры были либо эксклюзивными для определенных консолей, либо, по крайней мере, оптимизированными для них. Оптимизация, в частности, была тем, где консоли блистали, поскольку разработчики могли подгонять свои игры под аппаратное обеспечение определенной системы. В течение многих лет сторонние игры часто работали лучше на консолях, чем на персональных компьютерах.

Однако в последние годы персональные компьютеры приблизились к тому, чтобы занять лидирующее положение над консолями, практически отодвинув последние на второстепенную роль. Несколько факторов способствовали росту ПК как доминирующей платформы для игр и постепенному упадку консолей. Например, такие системы, как PlayStation 5 Pro, имели разочаровывающие продажи, что ставит под сомнение будущее консолей. Есть многочисленные признаки того, что Игровые консоли могут умереть, и список проблем, с которыми сталкиваются консоли, продолжает расти.

Современные мобильные телефоны лучше подходят для игр

Средний iPhone более функционален, чем Nintendo 3DS

Закрыть

Часто забываемым фактором упадка игровых консолей является полная смерть портативных игровых консолейв последние годы. Эволюция портативных игровых консолей — это зрелище, которое стоит увидеть; в начале они едва ли вообще существовали, а если и существовали, то как простые игры на ЖК-дисплеях, которые просто создавали иллюзию видеоигры.

К концу 1980-х годов технологии достигли такого уровня, что карманные консоли, такие как Game Boy и Atari Lynx, могли отображать графику в реальном времени, даже если первая была монохромной, а вторая была неэффективной по отношению к аккумулятору. Два десятилетия спустя аппаратные возможности карманных игровых консолей достигли такого уровня, что они могли почти конкурировать со стандартными домашними игровыми консолями на многих уровнях. Особого упоминания заслуживают Nintendo 3DS и PlayStation Vita, на которых не только были игры, внешне напоминающие игры Wii и PlayStation 3 соответственно, но они также могли запускать такие приложения, как YouTube и Netflix.

К сожалению, Nintendo 3DS и PlayStation Vita были выпущены в период быстрого развития технологий смартфонов. К тому времени рынок мобильных игр уже был на подъеме, и бесплатные игры вроде Angry Birds и Candy Crush Saga привлекли значительное внимание в индустрии видеоигр. Современные смартфоны, будь то бюджетные устройства Android или высококлассные iPhone, давно превзошли аппаратные возможности 3DS и Vita и даже соперничают с ноутбуками начального и среднего уровня.

Это даже не учитывает рост портативных игровых ПК, таких как Steam Deck, на аппаратном обеспечении которых можно запускать новые игры класса ААА, такие как God of War Ragnarök и Dragon Age: The Veilguard. Хотя 3DS и Vita были впечатляюще мощными портативными консолями для своего времени, они в конечном итоге не смогли конкурировать с ростом мобильных устройств в области портативных игр. По состоянию на 2024 год на рынке не останется ни одной специализированной портативной игровой консоли.

Оптимизация видеоигр стала лучше

Благодаря аппаратной гомогенизации

Закрыть

Раньше оптимизация видеоигр между платформами была более сложной задачейчем сегодня, в основном из-за разного оборудования между игровыми консолями и компьютерами того времени. Возьмите любую популярную игровую систему 1990-х годов, например Sega Genesis и Super Nintendo Entertainment System. Часть шумихи и конкуренции между двумя платформами заключалась в том, как игры, созданные для каждой из них, использовали преимущества оборудования их систем.

Между тем, домашние и персональные компьютеры в значительной степени находились в своей собственной лиге, когда дело касалось поддержки и оптимизации видеоигр. Если какая-либо популярная аркадная игра или название сторонней консоли попадало на ПК, она чаще всего обеспечивала худшие впечатления по сравнению с игровыми консолями, для которых она была специально оптимизирована. Пользователи компьютеров должны были учитывать возможности своей системы отображать посредственную графику или даже воспроизводить звук без динамика вообще.

К счастью, ситуация для пользователей ПК улучшилась за эти годы. Большинство разработчиков видеоигр теперь сосредоточены на разработке для компьютерных операционных систем, а не на консолях. Это изменение приоритетов отчасти связано с растущей гомогенизацией консольного оборудования, которое теперь очень похоже на урезанное игровое оборудование ПК.

Например, и PlayStation 5, и Xbox Series X/S используют процессоры AMD и графические чипы, похожие на те, что используются во многих игровых ПК. Что еще важнее, похоже, что большинство видеоигр теперь лучше оптимизированы для ПК, чем для консолей. Cyberpunk 2077 служит ярким примером — он хорошо работает в Steam Deck, но испытывает трудности на PlayStation 4 и Xbox One, несмотря на то, что эти консоли используют оборудование, сопоставимое с игровыми ПК. Поскольку консоли становятся настолько похожими по архитектуре, представление определенных видеоигр больше не является фактором успеха этих консолей.

Смерть эксклюзивов для консолей

Больше ничего по-настоящему не является эксклюзивом

Закрыть

Возможно, наиболее важным фактором упадка игровых консолей является исчезновение настоящих эксклюзивных игр для определенных игровых систем. Долгое время эксклюзивность была основным фактором в жесткой конкуренции между игровыми консолями; будь то Mario от Nintendo или Sonic the Hedgehog от Sega, флагманская франшиза консоли представляла определенные философии относительно их компаний.

Примером может служить Halo от Microsoftфраншиза, номинально эксклюзивная для их консолей Xbox; игры символизируют смелый имидж бренда Xbox и фокусируются на киберспорте. Франшиза Halo от Microsoft контрастирует с семейным подходом франшизы Mario от Nintendo или мейнстримовой привлекательностью франшизы Gran Turismo от Sony, которая, в свою очередь, подталкивает фанатов Xbox к выбору игровой консоли. Из всех факторов, которые, как предполагается, делают игровые консоли успешными, можно было бы предположить, что последнее, что сделают производители игровых консолей, — это откажутся от аспекта эксклюзивности.

Однако 2020-е годы продемонстрировали, что производители видеоигр, от Microsoft до Sony, все чаще готовы выпускать свои так называемые эксклюзивные игры на других платформах. Эта тенденция особенно очевидна в случае Microsoft, чей бренд Xbox часто отходит на второй план из-за доминирующего внимания компании к программному обеспечению. В результате многие популярные игры Xbox, включая Haloфраншизы, также стали доступны на операционных системах Windows от Microsoft.

Однако более необъяснимым является то, что Sony выпускает эксклюзивы PlayStation на других платформах; Marvel's Spider-Man 2, например, на данный момент является самой продаваемой игрой для PlayStation 5, а ее порт для Windows от Microsoft планируется выпустить в начале 2025 года. Еще более банальным является то, что Microsoft открыто говорила о выпуске эксклюзивов Xbox на консолях Sony PlayStation и наоборот. Учитывая очевидную тенденцию Microsoft и Sony подрывать собственный бизнес игровых консолей путем расширения на другие платформы, в наши дни все больше становится ненужным иметь консоль. Это особенно актуально, когда игровой ПК часто можно купить по той же цене или даже дешевле, чем PlayStation 5 Pro.

Хорошая новость для игровых консолей

​​Игровые консоли останутся на месте

Закрыть

Все, что было сказано до сих пор относительно смерти игровых консолей, в основном связано со смертью портативных игровых систем и каннибализацией самих видеоигр. Однако в этом обсуждении теряется главный конкурент Xbox от Microsoft и PlayStation от Sony: Nintendo и ее постоянно процветающий бизнес видеоигр. Помогает то, что Nintendo в первую очередь сосредоточена на видеоиграх, в отличие от Microsoft и Sony, которые отдают приоритет другим предприятиям, с Microsoft в программном обеспечении, а Sony в кино и телевидении. Последняя консоль Nintendo, Nintendo Switch, продолжает превосходить по продажам обе основные консоли текущего поколения от Microsoft и Sony. Этот успех во многом обусловлен непоколебимой приверженностью Nintendo сохранению своих эксклюзивных игр действительно эксклюзивными для своих собственных систем.

Консоль

Дата запуска

Продажи (единиц)

Nintendo Switch

3 марта 2017 г.

146,04 млн

Xbox Series X/S

Ноябрь. 10, 2020

28,3 миллиона

PlayStation 5

12 ноября 2020

65,5 миллиона

Хотя дела у бренда Xbox от Microsoft могут выглядеть плачевно, а у бренда PlayStation от Sony — лишь немного лучше, очевидно, что Nintendo и ее неподвластный времени образ продолжат сохраняться в ближайшие годы. Несомненно, что преемник Nintendo Switch, вероятно, может добиться таких же успехов, если не лучших, чем Xbox Series X/S или PlayStation 5 вместе взятые, если говорить о продажах.

Что касается контента, многие с нетерпением ждут, что ждет в будущем этого преемника Nintendo Switch, какие франшизы появятся на консоли и так далее. Это всего лишь вопрос о том, что будет конкурировать с Switch 2, как они будут рекламировать себя на фоне Switch 2 и в какие игры стоит играть вместо тех, что на Switch 2. Что еще важнее, есть вопрос о том, продолжат ли игровые консоли удерживать значительную долю рынка по сравнению с игровыми ПК будущего.

Ваше мнение