Фу Маньчжу — одна из самых ненавистных расистских карикатур в истории литературы. Он также первый суперзлодей комиксов и самый влиятельный злодей.
В то время как большинство поклонников комиксов думают о Супермене как о первом супергерое, титул «первый суперзлодей» является более неоднозначным. Ученые и поклонники часто указывают на таких персонажей, как Ультрачеловек, первая реальная угроза Супермена, и Timely Comics. Подводный моряк, изначально антигерой, который столкнулся с оригинальным Человеком-факелом. Оба персонажа дебютировали в 1939 году, примерно через год после того, как Супермен официально открыл Золотой век комиксов. Однако им предшествовало множество суперзлодеев из комиксов, таких как Флэш Гордон's Ming The Merciless (1934), More Fun Comics' Fang Gow (1936) и Детективные комиксы' Чинг Лунг (1937), украсивший первую обложку названия. Все они были злыми вдохновителями, имевшими доступ к супернауке, как и ультрагуманиты, но у всех у них также был очевидный предшественник, дебютировавший в комиксах в 1931 году. Хотя это неприятный и ужасный факт, Фу Манчу был комиксом. первый суперзлодей.
Впервые появляется в рассказе Артура Сарсфилда Уорда (псевдоним Сакс Ромер) 1912 года «Поцелуй Заята». Первоначально Фу Манчу был создан, чтобы извлечь выгоду из расистских опасений на Западе после Боксерского восстания в Китае в 1900 году. Уорд дал своим злодейским корням Боксерское восстание, когда удивительно сочувствующий злой доктор потерял свою семью, поставил его во главе огромного преступного тайного общества под названием Си-Фан и постепенно предоставил своему Доктору-Дьяволу доступ ко все более нелепым научно-фантастическим технологиям. Последнее включало в себя своего рода бессмертие, контроль над разумом и даже способность управлять айсбергами. Одержимый местью, убийствами и мировым господством, Фу Маньчжу вряд ли был первым суперзлодеем в литературе, но он был первым суперзлодеем, появившимся на страницах комиксов.
Фу Маньчжу предшествовал Золотому веку комиксов
Фу-Маньчжуриягазетный комикс, нарисованный Лео О'Милиа, премьера которого состоялась в 1931 году. Он выходил в течение двух лет и перефразировал сюжет первых двух романов Фу Манчу, Тайна доктора Фу-Маньчжурского и Доктор-дьявол, представляя суперзлодея и его вечных врагов, сэра Дениса Нейланда Смита и доктора Петри. На рукаве ленты отразилось влияние Шерлока Холмса на французских суперзлодеев Фантомаса и капитана Немо, а также расизм. Однако тот факт, что он был сосредоточен на своем злодее, а не на относительно мягких героях, происходящих от Уотсона и Холмса, делал его уникальным среди комиксов своей эпохи. Это было незадолго до того, как Фу Маньчжу вдохновил множество подражателей, как в бульварных журналах, так и в комиксах.
Краткий перечень первых подделок Фу Маньчжурии включает в себя вышеупомянутых Мина, Фан Гоу и Чинг Лунга, а также Таинственный Ву Фанг, белого Доктора Смерть (который был испорчен иностранным колдовством) и диковинно одетый Доктор Сатана. Как и Супермен, Доктор-Дьявол породил огромное море подражателей, и если некоторые из них были явными плагиатами, то другие начали обретать собственную жизнь и характеристики. Именно здесь влияние Фу Манчу на комиксы и поп-культуру стало длительным, широкомасштабным и коварным.
Сам Фу Маньчу превратился в детективные комиксыв качестве главного героя в выпуске № 17, за добрых 10 выпусков до премьеры Бэтмена в том же издании. Однако, хотя нет никаких сомнений в том, что Фу Манчу повлиял на сверхнауку, которая определила злодеев Золотого века, таких как Лекс Лютор и Ультрачеловек, ранние комиксы о супергероях в конечном итоге остановились на мотиве, в котором их злые гении были белыми и пухлыми. Как ни странно, однако, в Серебряном и Бронзовом веках комиксов расистские тропы, питавшие Фу Маньчжурию, распространились по всей среде.
Влияние Фу Маньчжурии на Серебряный век
Один из наиболее очевидных примеров этого феномена произошел в Tales of Suspense# 39 (1963, Стэн Ли и Ларри Либер), когда промышленник Тони Старк был похищен азиатским военачальником по имени Вонг-Чу, порабощен и вынужден превратиться в героя, выковав доспехи Железного человека. Стэн Ли удвоил эту коллекцию тропов, когда, работая с Доном Хеком, он представил самого знакового врага Железного человека, Мандарина, в 1964 году. Антиазиатский расизм, лежащий в основе обоих этих персонажей, был здесь очевиден, и со временем другие расистские предубеждения стали определять некоторых других знаковых злодеев Marvel. Например, когда Стэн Ли и Джек Кирби в 1964 году дали доктору Думу последовательное происхождение, они сделали его подлость расовой принадлежностью, сделав его сыном цыганского целителя и одновременно демонизировав его гений. Они рассказали ему удивительно сочувственную предысторию, очень похожую на историю Фу Маньчжурии, пропитали его жаждой мести и сделали Дума «мастером науки и колдовства». прямо ссылаясь на странные отношения Фу Маньчжурии с научным и магическим мирами.
Эта язва также проникла в комиксы DC' сердце. Доктор Яд, которого часто считают первым суперзлодеем Чудо-женщины, был японской принцессой, дебютировавшей в комиксах Sensation.в 1942 году. Созданная Уильямом Моултоном Марстоном и Гарри Дж. Питером, японская идентичность принцессы Мару имела некоторый смысл, поскольку она была агентом Императорской Японии в разгар Второй мировой войны. Тем не менее, ее одержимость ядами, химическим оружием и этническая идентичность выдавала влияние Фу Маньчжу. Даже если ее гротескная внешность казалась частью той же эстетики, которая создала врагов Дика Трейси и Джокера, ее коварная ложь и обещания уничтожить Америку сильно опирались на антиазиатские стереотипы той эпохи. Однако этот антиазиатский уклон стал намного хуже, когда DC Comics представила Egg Fu (созданный Робертом Канигером и Россом Андру) в 1965 году. Яйцо было гротескной карикатурой, буквально гигантским яйцом с усами Фу Маньчжурии, чьи шепелявые попытки говорить по-английски подорвали любую иллюзию интеллекта, создаваемую его мастерством в сверхнауке. Можно только догадываться, как эта пародия прошла мимо редакции DC, но он доказал, что влияние Фу Маньчжурии было живо и хорошо на обоих крупных издателей комиксов глубоко в Серебряном веке. Фу Манчу вернулся в комиксы в бронзовом веке
Справедливости ради следует отметить, что Фу Манчу никогда не покидал комиксы ни по имени, ни под другими псевдонимами, и даже великий Уолли Вуд работал над комической адаптацией Эйвона Маски Фу Маньчжуриив 1951 году. Однако даже спустя много времени после эры гражданских прав в США сам Фу Маньчжу все еще часто появлялся в комиксах как под своим первоначальным именем, так и под другими псевдонимами. Например, в 1971 году DC Comics представила Раса Аль Гула. Созданный тремя легендами комиксов Деннисом О'Нилом, Нилом Адамсом и Джулиусом Шварцем, Голова Демона с самого начала была прозрачным клоном Фу Маньчжурии. Переехав с Дальнего Востока на Ближний Восток, он все еще оставался красноречивым иностранцем с кодексом чести, огромными мистическими, научными и финансовыми ресурсами и убийственным тайным обществом в своем распоряжении. Превращение его в роль злодея из Бэтмена в некотором смысле имело смысл, но изменение его имени дало DC шанс смыть часть проклятия с персонажа и заставить его присоединиться к их компании на их условиях.
Marvel не боялась напрямую упоминать имя Фу Манчу. Это был пик повального увлечения фильмами о кунг-фу в США, и когда в 1973 году компания представила Шанг-Чи (созданный Стивом Энглхартом и Джимом Старлином) и разработала его как героя гонконгских боевиков, редактор Marvel Рой Томас настоял на том, чтобы они сделали героя Фу Манчу мятежным сыном. Это повысило Фу Манчи до полного статуса суперзлодея Marvel, так как он неожиданно освоил кунг-фу и украсил обложку первого появления Шан-Чи в Special Marvel Edition№ 15. Он даже привел своих врагов, Найланда Смита и доктора Петри, с собой на страницы Marvel. Однако это только усложнило ситуацию для Marvel, поскольку нанесло ущерб ее репутации в некоторых кругах и затруднило переиздание ранних историй о Шанг-Чи после того, как она потеряла права на Фу Манчу. Однако это позволило им начать отказываться от использования настоящего имени и личности Фу Маньчжу, дав ему новые имена, такие как «Мистер Хань»; "Чжэн Цзу" или даже просто старательно избегая называть его имя вообще.
Фу Маньчжурия в постмодернистских супергеройских СМИ
Marvel отказывается от вызова Фу Маньчжурии его первоначальное имя кажется символом более широкой тенденции в СМИ о супергероях. Начиная с Железного человека 2008 года., MCU стремилась дистанцироваться от расистских стереотипов, которыми питались многие из его персонажей». происхождение. Это ясно проявилось в фильме Шан-Чи и легенда десяти колец 2021 года., где MCU по существу объединил Marvel Comics' версии Фу Маньчжурии и Мандарина в Венву, менее стереотипную и более симпатичную версию персонажа, и в то же время попытался положить конец спорам вокруг Тревора Слэттери Бена Кингсли. В некотором смысле это было благородное усилие и представляло собой попытку вывести Marvel за пределы своего расистского прошлого. В то же время, однако, казалось, что Marvel пытается внести это изменение, не признавая и не обсуждая свои прошлые ошибки.
Некоторые ученые 21-го века переоценили статус Фу Маньчжурии как незамысловатой расистской фигуры, MIT Press' Повелитель странных смертей: Дьявольский мир Сакса Ромера(Фила Бейкера и Энтони К. Клейтона), например, обсуждаются нюансы, лежащие в основе абсурдной экзотики и ориенталистских тропов, преобладавших в творчестве Ромера. Тем не менее, влияние Фу Манчу на комиксы было в значительной степени расистским и проблематичным. Комиксы о супергероях имеют репутацию черно-белой морали, что не совсем необоснованно, поэтому в некотором смысле Доктор-Дьявол идеально подходил для этой среды. Однако то, как комиксы обычно использовали многочисленные образы Фу Маньчжурии, чтобы демонизировать и дегуманизировать злодеев, по-прежнему остается огромной проблемой. Как бы ни старались создатели, они не могут смыть пятно Фу Манчу с историй о супергероях, не признав, что оно там есть. Это проблема, которая почти 100 лет не давала комиксам признать роль Фу Манчу в истории комиксов. Признав, что он был комиксом' первые суперзлодеи, супергерои и комиксы наконец-то могут смириться со своим проблемным прошлым.